Сегодня на рынке консалтинга новая «фишка», все предлагают сотворить системный бизнес всего за пару недель. Просто опишут процессы, напишут регламенты и все готово.
Один предприниматель мне рассказывал, как он пригласил таких специалистов, они пришли, все описали, выдали большой том регламентов и ушли, а он так и не понял это все работает или нет, потому что хаос остался, проблемы тоже.
С системным бизнесом я познакомилась в 1992 году, когда пришла работать в Мосбизнесбанк. Именно банк научил меня строить процессы, и в целом системный бизнес.
Банк – это очень организованный бизнес, прописаны все процессы, все ситуации, что должен делать каждый человек в той или иной ситуации. Инструкция составляет большой талмуд, который, наверное, никто не читает, но все точно знают, что делать. Лично я не читала инструкцию центрального банка, а именно он создает законы для банка, но я знала все процессы назубок и понимала почему именно так надо делать, выполняла все процессы правильно, за 7 лет работы у меня было всего 2 ошибки. В банке работало 150 человек, минимальное количество ошибок, может 2-3 в месяц.
Вот это и есть системный бизнес – вся компания работает, как часы, или как автомобиль, каждый знает свои обязанности и выполняет их точно и в срок, каждый знает, что делать в любой ситуации.
Повторюсь, у нас была инструкция, и не просто инструкция, а инструкция Центрального банка, она даже пылилась у нас на полке, именно пылилась, потому что не было нужды в нее заглядывать, все знали ее наизусть.
Так вот, наличие регламентов не обеспечит систематизацию бизнеса, системным бизнес станет тогда, когда все процессы будут эффективными, и каждый сотрудник будет точно и в срок выполнять свои обязанности.
Так все-таки, как сделать бизнес системным?
В 3х компаниях я построила системный бизнес, в данный момент заканчиваю строить процессы в 4ой компании, поэтому я не просто знаю, как построить системный бизнес, я умею это делать, и расскажу вам, как я действую.
ПЛАН ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМНОГО БИЗНЕСА:
1. Изучить структуру компании.
2. Составить график проведения анализа по отделам или подразделениям.
Для этого необходимо сделать анализ ситуации в компании, потому что важно начать с того отдела, который в данный момент больше всего мешает развиваться и имеет сильный хаос.
В 2х компаниях я начинала со склада, так как хаос на складе не позволял продавать, а в 2х других я начинала с отдела продаж.
3. Описать и проанализировать процессы.
Описывать процессы необходимо со всеми участниками процесса, чтобы ничего не упустить, и сразу делать анализ эффективности процесса, убирать лишние действия.
Например, оператор, принимает заявку от клиента, выписывает счет и несет его в бухгалтерию, чтобы бухгалтер сделал расходную накладную, которая создается нажатием двух клавиш, эту операцию можно передать оператору и освободить бухгалтера.
4. Составить схему нового процесса. Написать регламент.
5. Передать регламент на изучение всем участникам процесса, встретиться обсудить все вопросы, внести корректировки.
6. Провести обучение всех сотрудников, которые принимают участие в процессе. Назначить ответственного сотрудника за полное внедрение процесса. Его задача проверять работу процесса на каждом этапе, поправлять ошибки, контролировать до тех пор, пока все сотрудники полностью не будут исполнять весь процесс правильно.
7. Назначить дату, с которой начинаете внедрять новый процесс. Поставить сроки, когда процесс должен работать.
8. Стартануть с назначенное время. Контролировать исполнение.
Такой путь кажется длинным, но другого просто нет. Написанные регламенты будут покоится на полке, а сотрудники будут делать то, что делали, ситуация не изменится.
Если коллектив у вас маленький, все сотрудники очень ответственные, то регламентов может и не быть, хотя я всегда советую их писать, чтобы не вспоминать, о чем договорились, главное в системном бизнесе – это четкое исполнение.